Судьба человека: как мы выбираем сценарий своей жизни

Судьба человека: как мы выбираем сценарий своей жизни

Известный американский психолог, автор концепции сценарного анализа Эрик Берн считал, что все мы бессознательно программируем свою жизнь в возрасте до 6 лет, а потом живем по этому сценарию. Изменить его непросто, но при сильном желании и усилиях возможно. В этой статье я расскажу, как мы в детстве формируем свой жизненный сценарий.

У каждого человека есть базовая позиция относительно себя и мира, которая формируется в первые годы жизни. Потом на основе этой позиции ребенок выбирает сюжет своего сценария. Позиция, как правило, довольно устойчива, отказаться от нее человеку так же сложно, как «вынуть фундамент из-под собственного дома, не разрушив его».

1) себя самого («Я хороший, со мной все в порядке» или «Я плохой, у меня не все в порядке») и

2) окружающих, прежде всего родителей («Ты хороший, с тобой все в порядке» или «Ты плохой, с тобой не все в порядке»).

Это простейшие двусторонние позиции — Я и Ты сокращенно выглядят так: плюс (+) — это позиция «все в порядке», минус (–) — позиция «не все в порядке». Сочетание этих единиц дает четыре двусторонние позиции, исходя из которых и формируется «первичный протокол» — ядро жизненного сценария человека.

1. Позиция успеха (Я+, Ты+). Это позиция здоровой личности. Люди с этой позицией обычно становятся лидерами: даже в самых трудных обстоятельствах они сохраняют уважение к себе и своим подчиненным.

2. Позиция превосходства (Я+, Ты-). Человек с этой позицией играет в игру «ты виноват»: постоянно ищет реальных или воображаемых врагов. Такие люди, как правило, дают непрошеные советы: лезут помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они не нуждаются. В жизни они могут быть, как победителями, так и неудачниками. Напомню, что Эрик Берн выделил три типа жизненных сценариев, внутри которых огромное количество вариантов: 1. Победитель; 2. Непобедитель; 3. Неудачник.

3. Позиция депрессивности (Я-, Ты+). Это в основном меланхолики, люди, которые мучают сами себя. Чаще всего они живут в одиночестве. Вариант их сценария: «если бы только», «я должен был бы». Как правило, это сценарий неудачника.

4. Позиция безнадежности (Я-, Ты-). Это тоже сценарий неудачника. Более того, Эрик Берн считает, что с клинической точки зрения эта позиция содержит некоторые признаки психиатрического заболевания.

Напомню, что эти позиции довольно трудно изменить. Эрик Берн приводит вот такой пример устойчивости жизненной позиции. Человек, считающий себя бедным, а других богатыми (я –, ты +), не откажется от своего мнения, даже если неожиданно у него появится много денег. Это не сделает его богатым в собственной оценке. Он по-прежнему будет считать себя бедным, которому просто повезло. А человек, который считает важным быть богатым в отличие от бедняков (я+, ты –), не откажется от своей позиции, даже если лишится своего богатства. Он останется для всех окружающих тем же «богатым» человеком, только испытывающим временные финансовые затруднения.

Hо иногда встречаются люди, позиция которых неустойчива. Они колеблются и перескакивают с одной позиции на другую, например с Я«+» Ты«+» на Я«–» Ты«–» или с Я«+» Ты«–» на Я«–» Ты«+». В основном это нестабильные, тревожные личности. Стабильными Эрик Берн считает тех людей, чьи позиции (хорошие или плохие) трудно поколебать, и таких большинство.

Позиции не только определяют наш жизненный сценарий, они еще и очень важны в повседневных межличностных отношениях. Первое, что люди чувствуют друг в друге, — это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному.


Сюжет сценария: как ребенок его выбирает

Итак, ребенок уже знает, как он должен воспринимать людей, как будут относиться к нему другие люди и что означает «такие, как я». Следующий шаг в развитии сценария — это поиск сюжета, который отвечает на вопрос: «Что случается с такими, как я?» Рано или поздно ребенок услышит историю о ком-нибудь, «таком, как я». Это может быть сказка, прочитанная ему матерью или отцом, история, рассказанная бабушкой или дедушкой, или рассказ о каком-то мальчишке или девчонке, услышанный на улице. Но где бы он ни услышал эту историю, она произведет на него такое сильное впечатление, что он сразу «поймет»: «Это я!» Услышанная история даст ему «скелет» сценария, который он будет пытаться реализовывать всю жизнь.

Итак, на основе самого раннего опыта ребенок выбирает свои позиции. Затем из того, что он читает и слышит, он формирует дальнейший жизненный план. Это и есть первый вариант его сценария. Если внешние обстоятельства будут способствовать (а они, как правило, способствуют, так как бессознательный сценарий очень силен), то жизнь человека пойдет по сюжету, сложившемуся на этой основе.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, интересна ли вам эта тема. Если комментариев и лайков будет много, то в следующей статье расскажу, как Эрик Берн предлагает перепрограммировать свою судьбу — поменять сценарий на тот, который больше нравится.


Источник