Голиаф

Голиаф

Телль эс-Сафи (или эль-Цафит) — не существующая ныне арабская деревенька в районе Хеврона. С1996 года на холме Цафит археологами ведутся плановые раскопки. Чем же так привлекает их это место? Ответ прост: здесь, согласно Библии, родился знаменитый великан Голиаф.

Во времена, когда Палестина была подмандатной британской территорией, в Телль эс-Сафи стояло 208 домов и жило около тысячи мусульман. Здесь, как водится, имелись базар и мечеть, был даже местный праведник шейх Мухаммед. В 1948 году, после образования государства Израиль, здесь проходила линия фронта с Египтом. Весь район полностью очистили от жителей — методами, скажем, не самыми гуманными. Затем эта территория стала национальным парком.

Можно ли доверять Библии?

О том, что холм эль-Цафит может быть упомянутым в Ветхом Завете городом филистимлян Гефом (в общепринятом западном написании — Гатом), говорили ещё в XIX веке, когда зародилась «библейская археология», и этот термин появился в научном обиходе. Библеисты строго следовали «указаниям» священных текстов и даже составили карты с предполагаемыми археологическими памятниками. Более рациональные учёные ко всему этому относились скептически. Видный израильский археолог Зеэв Херцог, копавший израильские древности на протяжении десятилетий, убеждён, что доверять тексту Библии можно лишь с большими оговорками. В реальной истории израильтян не было ни египетского пленения, ни достославного похода Иисуса Навина, Давид и Соломон были не могущественными царями, а обычными племенными вождями, а единобожие вошло в обиход лишь незадолго до завоевания Израиля Вавилоном.

Некоторые топонимы, упомянутые в Библии, особенно относящиеся к «допотопным временам», и вовсе вымышлены. Но некоторые, уже прочно связанные с историей страны, были вполне реальными. Другое дело, что эти реальные древние города и их обитатели, наряду с достоверными фактами, обросли целым ворохом легенд. Холм эль-Цафит относится именно к таковым.


Правда или миф?

О Голиафе и его родном городе Гефе (или Гате) мы знаем из Первой книги Царств, где рассказывается о битве юного Давида с великаном. Согласно этому ненадежному источнику, когда сошлись две армии — филистимлян и израильтян, битву предварил поединок между сильнейшими. Иудеев представлял хрупкий Давид, филистимлян — огромный воин Голиаф. Давид победил не в прямой схватке, а используя хитрость — метнул камень из пращи. После чего, разумеется, филистимляне пришли в ужас и трепет и позорно бежали до самого Гата.

Эта история прочно закрепилась в умах верующих. Великана победил Давид. Однако в самой Библии на сей счёт имеются весьма противоречивые сведения. Если прочесть Вторую книгу Царств, то Голиафа победил Елханан, сын Ягаре из Вифлеема. А сам Давид и его племянник Ионафан убили братьев Голиафа, тоже великанов. Великаны эти происходили из последних выживших рефаимов и кроме огромного роста отличались от обычных людей наличием на руках и ногах шести пальцев вместо пяти. Всего их в армии филистимлян было четверо. Вероятно, «другие» великаны в священном тексте появились по самой простой причине: толкователи Ветхого Завета вовремя заметили несоответствие и добавили Голиафу родичей.

Но, когда библейские места стали раскапывать, у истинных библеистов появилась надежда найти артефакт с именем Голиафа. А пока не доверявшие священному тексту археологи лишь смеялись, когда речь заходила о возможном захоронении гиганта и его огромных костях.


Родом из Ветхого Завета

Родину Голиафа вычислили, исходя из ветхозаветного текста. Там было сказано, что после битвы филистимляне бежали по Шааримской дороге до Гата и Аккарона. Вероятно, Гат и Аккарон (Экрон) были расположены вблизи друг друга, на самой границе израильтян. Гат неоднократно упоминается в Библии, именно поэтому можно было сделать вывод, что в те времена он был крупным городом, который населяли филистимляне. Всего было известно пять городов филистимлян: Ашкелон, Ашдод, Экрон, Гат и Газа. Для иудеев того времени это были злейшие враги, поэтому священные тексты отводят им значительное место. Все, что мы знали о филистимлянах, долгое время было известно именно из Библии. И, очевидно, в Израиле так ненавидели своих соседей, что их имя стало нарицательным, от него произошло слово «филистер» — то есть бездуховный себялюбец, заинтересованный только в материальном достатке. Филистимляне, которых Библия относила к племени Анаким, были пришлым народом, возможно, переселившимся на Аравийский полуостров из Средиземноморья, но откуда именно — неизвестно. Некоторые считают, что с Крита. Не в силах захватить сильный Египет, они двинулись на восток и осели на аравийском побережье Средиземного моря. Так семитские племена столкнулись с крито-микенской цивилизацией.

Гат в Библии упоминается как сильный город, в котором поклоняются богатству. Он существовал уже при Иисусе Навине, но иудеями завоёван не был, так же как Газа и Ашдод. Захват Гата относится уже к эпохе Давида. Известно, что одно время сам Давид скрывался в этом городе от ярости царя Саула, а позже, после взятия Гата, в армии Давида служили воины из этого города. Какое-то время город входил в состав Иудеи, потом был потерян и вновь отвоеван у филистимлян при царе Озии. Но с середины VIII века до нашей эры упоминания о Пате в библейских текстах исчезают. Очевидно, он был разрушен и забыт.


Только пепел

До середины XIX века учёный мир считал, что Гат был расположен севернее Кирьят-Гата, там упорно его искали. Лишь спустя столетие стало ясно, что на этом месте никогда не было мощного города филистимлян, да и вообще никаких поселений. В 1960-х годах археологи решили определить Гат на окраину пустыни Негев. Там действительно обнаружились следы построек эпохи филистимлян, но — не Гат. И только в 1990-е годы удача наконец-то улыбнулась учёным — они стали копать в Телль эс-Сафи. До середины XX века раскопки там не велись по самой простой причине — пришлось бы сносить мусульманскую деревню и кладбище. А интерес к этому месту был всегда, ведь там можно было обнаружить не только руины Гата, но и следы других построек, наслоившиеся за века истории друг на друга — неолита, бронзового века и даже эпохи крестоносцев. Первые «раскопки» там провёл генерал Моше Даян, правда, совершенно безрезультатно.

В 1996 году в Телль эс-Сафи пришёл археолог Арен Мейр из Университета Бар-Илана. И задержался там на долгие годы. Его экспедиции посчастливилось найти руины города бронзового века с домами, полями и древними гробницами.

В слоях раннего железного века они обнаружили совершенно гигантские сооружения, сложенные из огромных камней. Толщина стен древнего Гата достигала четырёх метров, а при строительстве использовались двухметровые камни весом в несколько тонн. Эти стены опоясывали невиданный для того времени город, который занимал площадь около 50 гектаров. В 2015 году археологи раскопали огромные ворота, которые, вполне возможно, были описаны в библейском рассказе о бегстве Давида к царю Анхусу. В 2009 году они обнаружили монументальный двурогий алтарь и храмы филистимлян XI-IX веков до нашей эры и мастерскую, где занимались плавкой металлов.

Археологи нашли много интересных артефактов филистимлян — чаши с необычными лепными фигурками, подвески с изображениями скорпиона и рыбы, ткацкие станки, коровьи лопатки с искусно гравированным орнаментом и даже пару надписей. Надписи заинтриговали учёных ещё и потому, что там было указано имя, очень похожее на «Голиаф». Все эти находки были погребены под обломками зданий, погибших во время сильного пожара.

Таковой, если соотносить с Библией, произошёл во время штурма города царём Азаилом в конце IX века до нашей эры. Эта библейская дата согласуется с археологическим материалом. Слою со следами пожара предшествует слой с новой застройкой — город был восстановлен и вернул себе независимость. Но ненадолго. Верхний «жилой» слой достаточно тонкий. А над ним уже нет ни крупных построек, ни мощных стен. Гат прекратил своё существование.

И осталось от него лишь упоминания в Библии. Учёные считают, что библейский Голиаф — великан, родом из Гата, мог быть просто древней метафорой, показывающей силу и мощь вражеского города. Очевидно, это имя было очень распространено у филистимлян. Так и появился в священном тексте великан Голиаф — символ города Гата.

Журнал: Загадки истории №41. Автор: Елена Филимонова


Источник