Как понять несотворенность и беспричинность Бога

Как понять несотворенность и беспричинность Бога

Один из самых любимых аргументов атеистов и неверующих состоит в известном вопросе: «Если Бог создал всё, тогда кто создал Бога?» или же «Как так может быть, что у всего есть своя причина появления, а у Бога её нет?».

Такая постановка вопроса, на первый взгляд, выглядит весьма логичной. Из повседневного опыта нам известно, что вещи имеют свои причины, и понять идею сотворения мира Богом тоже можно, однако, она неизбежно влечет за собой это кажущееся противоречие.

Итак, нам следует изучить предпосылку — бесконечность, которая лежит в основе «бесконечной череды причин», если мы отвергаем беспричинную первопричину: Бога-Творца.

Если каждая причина является результатом предшествующей ей причины, и всё имеет своей причиной что-то другое, то мы получаем «бесконечное движение в прошлое», которое полно бесконечных причин.

И именно этот бесконечный регресс, бесконечное движение в прошлое является логической ошибкой.

Утверждение, что существует бесконечное количество причин в прошлом означает, что мы, в настоящем моменте, прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, пришли к концу «бесконечной серии причин», что само по себе противоречиво и абсурдно, т.к. бесконечная череда причин не может иметь конца, однако, в настоящем моменте, в котором ещё нет будущего, она оканчивается и мы на самом её конце.

Бесконечное движение в прошлое означает, что мы, шаг за шагом, движемся в прошлое по бесконечному числу причин, и это число причин, будучи бесконечным, всегда имеет большее количество причин, чем мы уже прошли, двигаясь в прошлое. Невозможно достичь конца, поскольку число причин бесконечное.

Если бы мы двигались таким образом в бесконечное прошлое, то в этой серии причин обязательно была бы причина, которую невозможно достигнуть, — так далеко в бесконечном прошлом она находится! Если бы такой причины в прошлом не было, то серия причин прошлого была бы конечна, а не бесконечна. И тут самое интересное: найдя такую причину, бесконечно далекую в прошлом от настоящего момента, двигаясь из прошлого в настоящее, было бы невозможно оказаться в настоящем моменте, по той же самой причине, по которой мы принципиально не можем добраться до неё из настоящего момента, а именно — бесконечное число причин, разделяющее эти две точки.

Идея о бесконечном прошлом подразумевает собою, что находясь в настоящем моменте, мы выполнили что-то такое, что по самим определениям бесконечного прошлого просто невозможно выполнить. Мы посчитали неисчислимое.

Таким образом, идея бесконечного прошлого логически несостоятельна и базируется на ложных предпосылках, которые не могут выдержать внимательного анализа. Следовательно, не все вещи имеют причину, а это значит, что должна быть причина, не имеющая причины, или же беспричинная первопричина.

Несложно понять, что раз первопричина не появилась в результате чего-то иного, тогда она появилась и дала ход следующей причине — добровольно, исключительно исходя из своего внутреннего содержания (воли, желания, возможности, что делает эту причину личностной или же просто — личностью).

Отсюда же выводится и вечность первопричины. Для первопричины можно помыслить только два состояния: она начала существовать беспричинно, а прежде когда-либо не существовала или же она существовала вечно. Само собой разумеется, что первопричина не могла «беспричинно начать существовать, не существуя прежде», просто потому, что ничто не может просто так превратиться во что-то, нуль всегда равен нулю. Раз ничто не может появиться из ничего, то единственным логически верным выводом будет вечность существования первопричины.

Как понять несотворенность и беспричинность Бога

А когда кто-либо говорит о первопричине, порождающей или творящей, являющейся причиной всего прочего, при этом будучи беспричинной (несотворенной и несозданной), существующей исключительно благодаря внутреннему содержанию, о первопричине личной, вечной… как правило, понимается под этим Бог-Творец.


Источник