Как понять Бог есть любовь

Как понять Бог есть любовь

Что такое любовь? Большую часть современной истории под этим понималась христианская любовь, которая сегодня вызывает столько вопросов и многих ставит в тупик.

Формула: «Бог есть любовь» привела к одному из самых значительных заблуждений в Православии, которую можно встретить до сих пор — толстовство, названную по имени писателя Толстого.

Но, что же это значит любить — так и не разобрался.

Как понять Бог есть любовь

Помимо глобальных проблем философии и судьбы всего мира, понятие любви играет огромную роль и в повседневной жизни каждого человека — это любовь супругов друг к другу, любовь родителей к детям, любовь к Родине и целый перечень других ситуаций, где важно не только любить, но и понимать — как любить, что это вообще такое «любить».

Библия и Новый Завет полны общеизвестными цитатами о любви, в том числе теми, которые любят приводить толстовцы, как например «люби врагов своих» и «если ударили в правую щёку, подставь и другую». Все их мы сейчас не будем разбирать, а обратимся к тем, которые цитируются гораздо реже, однако встречаются в самых важных местах Евангелий, например — в Нагорной Проповеди.

В пятой главе «от Матфея» дается чёткое разяснение тому, что же значит любить. Приведем отрывок полностью:

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

То есть эта фраза, сбивающая с толку многих, и в том числе сбившая Толстого, — о любви ко всем, даже к врагам — имеет своё прямое продолжение, которое толстовцы часто опускают, а именно, эта равная ко всем любовь описывается в виде Солнца, светящего одинаково для всех и дождя, льющего на праведных и неправедных. И не более.

Это очень сильная, чёткая аналогия. Ведь действительно, сложно упрекнуть Солнце или дождь в том, что кого-то они не любят и соответственно обделяя своею любовью, недоливают дождя или не дают тепла.

Тексты Евангелий написаны на греческом языке, в котором, как известно сразу четыре слова используются для обозначения того, что в русском языке называется любовью. Кратко перечислим разницу между ними, это поможет пониманию.

Первый вид любви — это животная страсть, или же Эрос. Плотская страсть удовольствий.

Второй вид любви — это любовь матери к ребенку, ребенка к матери и членов семьи, родственников друг к другу. Это иррациональное, инстинктивное чувство, когда мать любит ребенка просто потому, что он её ребенок. Она не размышляет о том, вырастит ли он хорошим или плохим. Она просто любит его, потому что материнский инстинкт повелевает ей заботиться о нём. Эта примитивная, инстинктивная привязанность может быть обнаружена в ранних обществах родо-племенного строя.

Третий вид любви — это дружба и уважение на взаимовыгодных условиях. Описывается этим словам любовь друзей друг к другу, любовь к музыке или философии. Чувство уважения и интереса, опирающиеся на выгоду, интерес, пользу. Разумное и возвышенное чувство, но которое не является вечным или безусловным и пропадает сразу, как только его причины утрачиваются, например, пропадает выгода или интерес.

И, наконец, четвертый вид любви, то самое «агапэ» — этим словом описывается христианская любовь. Любовь Бога к человеку и любовь, к которой призван человек и которую должен взрастить в себе — как к Богу, так и к другим людям. Это именно то Солнце, которое всем светит одинакого, ничего не требует взамен, не ищет своего, но хочет отдавать просто потому, что имеет в себе избыток света и тепла (по аналогии с Солнцем).

На русский язык такую «любовь Солнца» лучше всего было бы перевести, как благодушие, благожелательство. Желание блага другим, кем бы они ни были. Не делание зла, не искание отмщения, не ношение в себе разрушительных и дурных, вредоносных чувств.

Как понять Бог есть любовь

Природная фиософия, к которой обратился Сам Христос, чтобы как-то объяснить Своё непостижимое высказывание о любви к врагам, гораздо проще для понимания, чем все те противоестественные и абсурдные конструкции, которые выстраивают Толстовцы, и которые справедливо вызывают отторжение.

Простое благодушие и желание всем благого — вот то, что должно исходить из человека по отношению ко всем и ко всему, и что гарантирует человеку как внутренний покой, так и успех в его делах. Приятная Богу благожелательность, которая прежде всего спасает душу самого её носителя — и этого достаточно.

Всё остальное — укрыться ли от солнечного света во тьме, или насладиться его теплом — уже выбор прочих, которых этот свет освещает ровным свечением, не делая исключений.


Источник